Обеспечение
реализации права и информационного права как отдельную категорию
правовых отношений в демократическом обществе требует определения
технологической составляющей правового развития. При технологическом
развитии общественных отношений требуется и развитие норм права.
В
настоящее время технологии развития отраслей общественной жизни и
общественных отношений развиваются горазда быстрей, чем развитие норм и
правил их регулирующих. Процесс этот естественный, и было бы утопией
предвосхищать его последствия в виде тех или иных ограничений. Скорее
его надо предусматривать в общих принципах нормативного регулирования, с
точки зрения опасности или обеспечения безопасности в той или иной
сфере.
Управление
и права субъекта управления, даже избранного демократическим путем,
законодательной власти, исполнительной и судебной всегда субъективно.
Законодательные нормы могут меняться со сменой состава парламента, в
результате перевыборов Главы государства, сменой экономической
каньюнктуры, но всегда это позиция управленческая, а уже после принятия
решения законодательно или нормативно-административного утверждения
–норма права. Таким образом нормы права являются средством и технологией
решения управленческих задач в обществе, государстве,
межгосударственных отношениях. Представив
право, как средство и технологию реализации управления общества и
гражданина мы можем утверждать о информационном праве, как технологии
управления информацией в процессах управления обществом, производством,
отраслью, и т.д. Т.е.
декларируемые законодательством права определяют нормативную базу
технологии управления взаимоотношений субъектов в обществе и
государстве. В тоже время законодательно закрепленное право определяет
взаимоотношения в движении человеческих, ископаемых, инновационных, т.д.
ресурсов в единицу времени. Определение действия нормы права всегда
определено субъективно и является категорией гарантирующей для объекта
управления. Право информационное в данном случае– это технологическая
норма реализации управления и воспроизводства в обществе, государстве,
подлежащего исполнению и гарантированного к соблюдению субъектом
управления. Сегодня,
в Украине реализованы и объективно продолжают реализовываться
информационно-технологические программы в сфере управления, коммуникаций
(опосредованная форма управления), СМИ, конструирования, моделирования,
прогнозирования и т.д. информационное право еще более актуально в
обеспечения безопасности. Без
реализация информационного права невозможно обеспечения управленческих
функций по контролю и общественному контролю за действиями органами
исполнительной власти, осуществления мониторинга принимаемых решений,
обеспечения общества не просто информацией, а участия его в
непосредственном управлении государством как на местном так и в
глобальном уровнях. Пример
реализации права представляется, например, в процедуре сдачи
отчетности субъектами налогообложения и получения достоверной информации
о движениях по лицевым счетам. Обеспечение субъектов безопасности
страны обратной связи по исполнению постановлений, приказов и пр.
распоряжений. В рамках решаемых технологических задач в стране,
становится актуальным мониторинг правовых отношений в сфере
информационного обмена между субъектами взаимоотношений, как
ведомственных так и отраслевых. Правовое обеспечение данного
информационного обмена требующет проведения постоянного правового
мониторинга и регулирования, в том числе контроля, так как при
существуещем порядке представления информации налогоплательщиком ,
совершенно не уместен с правовой точки зрения посредник,
сертифицированная фирма, представляющая ключ подписи, но не являющаяся
субъектом правоотношений. Следует
сказать о моделировании правовых отношений путем анализа, и
нормотворчества в обеспечении информационного обмена между субъектами
правоотношений (информационного обмена). а также моделирование
нормативного обеспечения субъектов государственной безопасности
(результатами и правовым анализом информационного обмена между
источниками и потребителями). Таким образом рассмотрение правоотношений и
обеспечения информационного права , определяют право как технологию
обеспечивающую реализацию концепции правового обеспечения безопасности
так и положения доктрины национальной безопасности. Право как
технология реализации концепции управления обществом и государством,
путем правового обеспечения информационной коммуникации между
субъектами правоотношений. К информационному праву в
узком, или собственном смысле, могут быть отнесены лишь такие нормы,
которые регулируют информационные процессы, которые являются самоцелью,
то есть когда информация есть не только средство достижения чего-либо
иного, но и конечный итог. Впрочем, поднятый здесь вопрос оставляет
любителям пофилософствовать огромный простор для приложения
интеллектуальных способностей. Допустимо ли принципиально говорить о
самодостаточности информационной деятельности, или она всегда направлена
на получение некоего пусть и не всегда сразу видимого и осознаваемого
материального результата? А может, именно самоценность информации
отличает человека от животного? Или же информация приобретает
самоценность лишь при переходе к т.н. "информационному обществу"... Традиционно
информационное право относят больше к праву в сфере информационной
деятельности, а не к деятельности субъектов права , т.е традиционное
представление ограничивает данную норму в применении ее для реализации
регулирования и понимания существующих информационно-технологических
отношений в обществе и подлежит изучению не только в контексте
существующих представлений , но и постоянному нормативному регулированию
в конкретное время, месте, субъекте.С. Ковалёв Cледует отметить, что
сегодня становится край необходимым принятия Кодекса Украины об
информации. Этот нормативно правовой акт должен разрабатываться с учетом
европейских стандартов развития информационных отношений в Украине.
Данный кодекс, в частности, должен четко определить как объект так
предметы информационного права, субъекты информационных правоотношений,
правовой режим доступа, к информации, включая доступ в публичную
информацию (информации органов государственной власти и органов местного
самоуправления) , персональных данных, государственной и другой,
предусмотренной законом тайны. Сегодня, по мнению автора, нам не нужно
создавать новые законы в сфере информации, а систематизировать уже
существующие, определяя у них правовые гиперсвязи, с целью последующей
их кодификации на уровне Кодекса Украины об информации. Считаю, что
проведенный анализ и сделанные на его основании выводы могут служить
подпочвой для последующих исследований в отрасли информационных
правоотношений. По моему мнению, рассмотренный проблемные вопрос и его
решение и предложения по его решению будет способствовать устранению
противоречий и заполнению пробелов в национальном законодательстве,
которое регулирует общественные отношения относительно информации. Буду рад участию и комментариям... С. Ковалев
|